Крест и Молот

Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
21 мая – 5 сентября 2021
Иваново, Музейно-выставочный центр на Советской

 

Катя-Анна Тагути КРЕСТ и МОЛОТ

«Проект Анны Тагути во многом определил тему и направленность нынешнего фестиваля в Иванове. Он изначально создавался с учетом уникального ивановского контекста: здесь, в залах Музея Ситца соседствуют раннехристианские ткани с их тайными знаками вечного блаженства и агитационные ситцы с символами новой жизни. Их парадоксальное соединение создает тот взрывной постмодернистский замес, который составляет нерв современного искусства. Ткань из подсобного материала превращается в носителя культурного кода.

Что касается фестиваля “Первая фабрика авангарда”, проект Анны может служить выражением не только “site-specific art”, но также очень актуальной (а иногда и болезненной) для Иванова проблемы сочетания истории и современности. Есть ли будущее у того наследия, которое оставили нам ивановские ткачи? Или вслед за коптскими тканями все эти ситцы с цветами, звездами, серпами и молотами окажутся погребенными под спудом исторических наслоений? Возникновение таких арт-проектов позволяет надеяться на лучшее. Есть еще один канал движения знаков и символов – мода и дизайн. Не случайно вся эта экспозиция построена на стилевых парадоксах и в ее ткань вплетены модели платьев, созданные молодым модельером Ксенией Новиковой. Ее коллекция “Православие” заимствует византийские и коптские церковные мотивы и, лишая их культовой функции, переносит в XXI век».

Сергей Соловьев

 

«Катя-Анна Тагути попыталась на выставке “Крест и Молот” в рамках фестиваля “Первый Совет Авангарда” соединить коптскую архаику с большевистским агитпропом, ей мало было, как когда-то, окунать с макушкой своих античных Антиноев в актуальные газетные заголовки, теперь она трепетных ланей эпохи египетских пирамид видит в образе Лукича, замутившего на планете свой антигуманный перформанс. Она, таким образом, достигает хроно-протяженности панорамы такого исторического отрезка, что и не снился холстам/маслам или разным прочим графикам. Катя в ивановском проекте верна себе – поженить неженимое, чтоб из искры возгорелось пламя. В пространстве музея ее тряпочки натянуты на веревки/нити, которые на контражуре сами по себе источают и истончают свет, придавая ореол святости сотворенному на ткацком станке и отбрасывая тени в причудливых формах на стену напротив».

Ильдар Галеев

 

«Я рассматриваю коптские ткани как текст, который может редактироваться, дополняться и даже искажаться. Текст, который имеет несколько значений и несколько жизней.
В своих шедеврах копты воспроизводили древнегреческие символы и декоративные элементы, которые в свою очередь активно заимствовались у древних египтян. Как первые христиане, копты, эти образы наделили сакральным смыслом.
Дополненный ручной вышивкой этот проект является то ли калькой для незаконченной работы иголкой, то ли наоборот – палимпсестом с утерянными фрагментами.
Мне кажется органичным ввести в текст коптских тканей советскую символику. Советская империя широко обращалась к культуре Древней Греции Рима, создавая свой собственный, уже ставший архаикой стиль. Эта бесконечная череда заимствований и перевоплощений».

Анна Тагути

 

Создатели проекта:
Генеральный продюсер фестиваля «Первая фабрика авангарда» – Ирина Голубева
Арт-директор фестиваля и куратор выставки – Сергей Соловьев
Автор идеи и концепции – Анна Тагути
Дизайн экспозиции – Сергей Луценко
Коллекция «Православие» – Ксения Новикова