Люди / People

Я начала работать над проектом People пять лет назад. Импульсом для тех работ стала тяжелая болезнь моего отца, потом его уход. Постепенно возникла тема предстояния.

Через предстояние перед лицом смерти одного человека, моего отца, я увидела предстояние всех нас: боль, страдание, терпение, преодоление. Мне захотелось показать человечество как единый поток жизни, энергии, ощущений, эмоций. Поэтому люди в моих картинах смешиваются, перетекают один в другого, становятся частью друг друга.

На этом этапе проекта я начала приближаться к предмету моего исследования – к портрету.

Мне интересны лица пожилых людей, на которых отразилась работа преодоления, работа души, печать осмысленной красоты: «Самое прекрасное в человеке копится медленно, и, если удается накопить его хоть к старости, оно награждает за все потери» (Григорий Померанц).

В основе моей техники – холст, фон которого может быть неоднородным; поверх этой фактуры я начинаю рисовать углем, сангиной. Затем покрываю изображение белилами и поверх них – снова уголь, сангина, акрил. Рисунок постепенно становится многослойным – своеобразный палимпсест. Что-то проступает сквозь все слои – вот это «что-то» проявляю, создавая новую оптику. я не всегда знаю, что получится в конце – каждый раз это борьба с материалом. Каждый раз это как путешествие с заранее известным маршрутом, но со множеством случайных встреч, происшествий, неожиданных поворотов.

Я применяю термин «палимпсест» как метафору многослойности жизни: настоящее, сквозь которое просматривается прошлое и на которое отсвечивает будущее.

Сейчас я ставлю перед собой новую задачу – создать серию портретов большого размера, приближающего изображение к зрителю настолько, чтобы можно было рассматривать лица как «географическую карту» – со своими возвышенностями и низменностями, реками и островами.